Информационная поддержка - КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Введена новая форма индивидуального учета, представляемая в отношении сотрудников, выходящих на пенсию

2. Предприниматель не включает в доходы НДС, предъявленный покупателям

3. Руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем, подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

4. Размер госпошлины за выданную менее чем на год лицензию на розничную продажу алкоголя пропорционален сроку ее действия

Комментарии

1. Вправе ли организация уплатить налог наличными денежными средствами?

2. Облагаются ли субсидии, полученные для компенсации затрат по перевозке льготной категории граждан организацией, которая применяет ЕНВД, в рамках иных режимов налогообложения?

Судебное решение недели

Оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не облагается НДФЛ

Новости

1. Введена новая форма индивидуального учета, представляемая в отношении сотрудников, выходящих на пенсию

Постановление Правления ПФР от 23.06.2010 N 152п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п"

Когда сотрудник выходит на пенсию, работодателю необходимо представить в территориальный орган ПФР комплект документов, содержащий в том числе сведения о страховом стаже и начисленных пенсионных взносах. Соответствующая обязанность установлена п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 98! 7н). Данные сведения представляются по формам, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. В указанный нормативно-правовой акт внесены изменения: он дополнен новой формой СПВ-1 и правилами ее заполнения.

Страхователь должен представить новую форму СПВ-1 наряду с другими документами в территориальный орган ПФР в течение 10 дней с момента обращения к нему выходящего на пенсию работника с соответствующим заявлением (п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н)). Данная форма содержит реквизиты работодателя, сведения о работнике, о начисленных и уплаченных пенсионных взносах, а также информацию о страховом стаже работника. При этом соответствующая информация указывается за временной отрезок с начала отчетного периода, в котором работник выходит на пенсию, до дня установления пенсии. Форма подписывается руководителем и заверяется печатью организации. Предприниматели, уплачивающие взносы за себя и достигшие пенсионного возраста, могут подать данный документ в территориальный орган ПФР сразу с заявлением о назначении трудовой пенсии.

Следует отметить, что Постановление Правления ПФР от 23.06.2010 N 152п вступит в силу с 27 июля 2010 г. Это означает, что форму СПВ-1 необходимо будет представлять после этой даты.

2. Предприниматель не включает в доходы НДС, предъявленный покупателям

Письмо Минфина России ! от 01.07.2010 N 03-04-05/8-369

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ и п. 14 Порядка учета доходов и расходов (утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002) предприниматели включают в облагаемые НДФЛ доходы все поступления от реализации товаров, работ и услуг. Нередко, руководствуясь данными нормами, налоговые инспекции доначисляли предпринимателям НДФЛ на сумму НДС, предъявленного покупателям в стоимости проданных товаров. Такие действия проверяющих органов вызывали многочисленные споры: ведь полученный косвенный налог предприниматели обязаны перечислить в бюджет. Отметим, что судебная практика в этой ситуации на стороне налогоплательщиков: предъявленный покупателям НДС предпринимателям не нужно включать в доходы (см. Постановление Пре зидиума ВАС России от 18.11.2008 N 7185/08). Теперь данную точку зрени! я подтвердил Минфин России. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

3. Руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем, подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Приказ Минздравсоцразвития России от 08.06.2010 N 428н "Об утверждении разъяснения об обязательном страховом обеспечении по обяза! тельному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества"

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ лица, работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Эти лица имеют право на страховое обеспечение (п. 4 вышеназванной статьи).

В соответствии со ст. 16 ТК РФ к трудовым отношениям, возникающим на основании трудового договора, относятся избрание, назначение или утверждение на должность.

При этом признаками трудовых отношений являются личное выполнение работником за плату трудовой функции, подчинение его правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

По мнению Минздравсоцразвития России, руководитель, который является единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества и состоит с ней в трудовых отношениях, подлежит обязательному социальному страхованию и имеет право на получение страхового обеспечения. К аналогичному выводу ранее пришел ФСС России в Письме от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П (подробнее см. Выпуск обзора от 21.04.2010).

4. Размер госпошлины за выданную менее чем на год лицензию на розничную продажу алкоголя пропорционален сроку ее действия

Письм! о Минфина России от 29.06.2010 N 03-05-04-03/79

Согласно п. 17 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот алкогольной продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет. При этом за выдачу такой лицензии уплачивается госпошлина в размерах и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах (п. 18 ст. 19 вышеназванного Закона). В пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ указано, что размер госпошлины составляет 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии. Минфин России считает, что если лицензия на розничную продажу алкогольной продукции действует менее года, то размер госпошлины за ее выдачу должен определяться пропорционально сроку действия этой лицензии. Аналогичное мнение финансовое ведомство высказало в Письме от 01.04.2010 N 03-05-04-03/27.

Комментарии

1. Вправе ли организация уплатить налог наличными денежными средствами?

Название документа:

Письмо Минфина России от 28.06.2010 N 03-02-07/1-296

Комментарий:

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента внесения физлицом в банк наличных денежных средств для их перечисления в бюджет. На практике у компаний возникает вопрос: можно ли применить данную норму, если физлицо перечисляет налог не за себя, а за организацию, действуя как представитель? Таким представителем может быть, например, руководитель организации или иное доверенное лицо.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что организация не может уплачивать налоги наличными денежными средствами! . В обоснование данной точки зрения приведены следующие аргументы. В п. 3 ст. 45 НК РФ имеется исчерпывающий перечень способов уплаты налога, и для организаций такой способ уплаты, как перечисление обязательных платежей наличными средствами, не предусмотрен. Компании должны уплачивать налоги в безналичном порядке через банк. Отметим, что ранее финансовое ведомство уже высказывало эту точку зрения (см. Письма Минфина России от 16.12.2009 N 03-02-07/2-207, от 11.03.2009 N 03-02-07/1-118).

Однако с данным подходом можно не согласиться. Организация вправе перечислить обязательные платежи наличными средствами через представителя, которым может быть, например, руководитель компании или любое другое уполномоченное доверенностью лицо (п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 НК РФ). При этом необходимо учитывать следующее. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Как отмечал Конституционный Суд в Определении от 22.01.2004 N 41-О, это требование закона будет соблюдено, если в платежных документах будут указаны реквизиты налогоплательщика, а налог будет перечислен за счет его собственных средств. Последнее организация сможет подтвердить расходными кассовыми ордерами, в которых в качестве цели выдачи подотчетных денежных средств следует указать уплату налога. Правомерность такой точки зрения подтверждают судебные органы (см., например, Постановления Ф АС Поволжского округа от 11.03.2010 N А72-10616/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.06.2009 N А32-16433/2008-3/278, ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2008 N А42-6789/2007).

Таким образом, организация может уплатить налоги через своего представителя наличными денежными средствами. Следует отметить, что данную точку зрения необходимо будет отстаивать в суде. Учитывая складывающуюся судебную практику, шансы на положительный исход дела высоки. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

2. Облагаются ли субсидии, полученные для компенсации затрат по перевозке льготной категории граждан организацией, которая применяет ЕНВД, в рамках иных режимов налогообложения?

Название документа:

Письмо Минфина России от 30.06.2010 N 03-11-06! /3/96

Комментарий:

Порой организации, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, получают из бюджета субсидии за предоставление льготного проезда.

Минфин России рассмотрел ситуацию, когда такие субсидии предоставляются организации, применяющей ЕНВД. По мнению финансового ведомства, средства, полученные из бюджета для компенсации затрат на проезд льготной категории граждан, являются внереализационными доходами и подлежат налогообложению в рамках иных режимов налогообложения, а не при ЕНВД. Аналогичное мнение Минфин России высказывал относительно предоставления субсидий на оказание населению бытовых услуг (Письма от 20.05.2010 N 03-11-06/3/76, 22.04.2010 N 03-11-06/2/65).

Однако по данному вопросу возможна и другая точка зрения. Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Из данного пункта следует, что спорные денежные средства являются составной часть выручки, получаемой от производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

ЕНВД применяется в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, если организацией для этого используются не более 20 транспортных средств, которые находятся у нее на праве собственности или ином праве (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом в п. 4 данной статьи указано, что применение ЕНВД освобождает организации от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Поскольку перевозка льготной категории граждан в спорном случае подпадает под ЕНВД, а субсидии являются частью выручки от этой деятельности, то облагать такие суммы в рамках иных режимов не нужно, организации следует уплатить только ЕНВД. Однако, учитывая позицию контролирующих органов, возможны споры с проверяющими инспекторами.

Судебное решение недели

Оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не облагается НДФЛ

(Постановление Президиума ВАС России от 08.06.2010 N 1798/10)

Организация оплатила работнику дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом в соответствии со ст. 262 ТК РФ. При этом НДФЛ с данных сумм компания не удержала. По итогам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу, что сумма оплаты таких выходных облагается НДФЛ, поскольку не относится к государственным пособиям, перечисленным в Федеральном законе от 19.05.1995 N 81-ФЗ, а значит, не подпадает ни под какой из пунктов ст. 217 НК РФ, в которой содержится исче! рпывающий перечень не облагаемых данным налогом выплат. В результате налоговый орган насчитал компании пени и оштрафовал ее. Организация не согласилась с таким решением инспекции и обратилась в суд за защитой своих прав. Президиум ВАС России разрешил спор, указав следующее.

Оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, является государственной поддержкой граждан, так как направлена на компенсацию потери заработка. Данная выплата по своей природе не является вознаграждением, материальной выгодой. В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 данные выплаты производятся за счет средств ФСС России. Учитывая данные обстоятельства, ВАС России пришел к выводу, что суммы оплаты дополнительных выходных дней не облагаются НДФЛ согласно п. 1 ст. 217 НК РФ как иные выплаты и компенсации, перечисляемые в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, инспекция неправомерно начислила пени и оштрафовала налогоплательщика.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2010 N А05-8987/2009, ФАС Московского округа от 27.04.2009 N КА-А40/3620-09.

Следует отметить, что Минфин России считает иначе: указанные выплаты облагаются НДФЛ (см. Письмо от 12.12.2007 N 03-04-05-01/407). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

 

Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.

 


Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/